Незаконные требования супермаркетов, которые вы можете смело игнорировать
Если спросить у любого торгового работника, каким главным принципом он руководствуется в своей работе, почти каждый из них ответит: «Покупатель всегда прав». Хороший лозунг. Но на деле оказывается все совершенно не так, а скорее даже наоборот. Сегодня невозможно посетить ни один супермаркет, чтобы не услышать о всевозможных запретах и нововведенных нормах. При этом администрация торговой сети не имеет никаких законных прав для наложения этих ограничений.
По российскому законодательству, деятельность каждого магазина должна быть открытой и прозрачной. Зная об этом, администрация постоянно продолжает выдвигать необоснованные требования к клиентам. Разумеется, за этим стоит личная заинтересованность или острое желание скрыть какую-то негативную информацию. Очень часто можно услышать от работника магазина в адрес покупателя угрозу, посетителю могут отказать в обслуживании, если он не сделает то или это. Чтобы избежать неприятных ситуаций и не попасть в ловушку, расставленную работниками торговой сети, каждый посетитель магазина должен знать, какие запреты супермаркетов являются незаконными.
Запрет о передвижении по торговому залу с личными вещами
Почти всегда при входе в торговый зал с личными вещами покупатель будет остановлен строгим дядечкой с требованием отнести вещи в ящик камеры хранения. Объясняется все очень просто, работники магазина защищают себя от регулярных мелких и не очень краж. И понятно, вынести не очень габаритный товар незаметно в какой-нибудь сумке очень легко. Всю ответственность за чужое воровство несут сотрудники магазина, и именно им приходится восполнять такие недостачи. Поэтому охранник или другие работники стараются уменьшить вероятность хищения.
В этом работникам можно только посочувствовать, но не понятно, почему клиент должен помогать администрации бороться с кражами, почему покупателю надо рисковать своим личным имуществом при посещении магазина. Ведь всем известно, что магазин не несет ответственность за пропажу вещей из камер хранения и, по закону, человек может воспользоваться ящичком или отказаться от хранения своих вещей добровольно.
Требование посещения магазина со специальной торговой тележкой
Вот еще одно из требований, часто предъявляемых к покупателям. Абсурдность его заключается в том, что, если клиенту требуется сделать немного покупок, например, один сахар, он должен тащить за собой по торговому залу целую бричку. Устанавливая такие нелепые правила, супермаркет заботится только о себе и получает двойную пользу из этой ситуации.
Прежде всего, собственная безопасность. На тележке наглядно видно, какой товар посетитель взял и за какой собирается заплатить. Вторая причина – это психологическое давление, заставляющее человека купить больше товара, чем он собирался вначале. Неполная емкость заставляет покупателя чувствовать себя дискомфортно и вызывает неосознанное желание заполнить пустое пространство.
По российскому законодательству, любая сеть, торгующая товарами в розницу, должна соблюдать негласный закон о купле и продаже. Этот закон накладывает больше обязанностей на реализатора услуг, чем на приобретателя. Исходя из этого, магазин не имеет права отказать в покупке из-за наличия или отсутствия тележки либо корзины. Покупатель может сам решить, с помощью каких приспособлений он будет переносить товар по залу.
Запрет на фото и видеосъемку в магазине
Очень часто в магазинах можно увидеть надпись о запрещении фото и видеосъемки. Политика любой организации, предназначенной для розничной реализации товаров, должна быть прозрачной, а запрет на видеосъемку подразумевает намерение скрыть, что-то важное, например, условия и сроки хранения товаров, слишком высокие цены, несоответствие помещения нормам техники безопасности и санитарным требованиям.
Требовать соблюдать нормы, вводимые администрацией, и запрещать посетителям делать фото работники магазина не имеют никакого права, так как законодательными нормами Российской Федерации по защите прав потребителей разрешено использование фото и видеокамер в магазинах. Согласно этим документам, оформление полок и содержание ценников не относится к секретной информации, и требования, связанные с отсутствием разрешения на съемку, являются незаконными.
Приобретение товара меньше указанной магазином суммы
Участились случаи введения норм, по которым разрешается приобретать продукцию на деньги не менее чем указанно. Из-за этих нормативов покупателям приходится добирать недостающие суммы, приобретая ненужные предметы, или бегать по городу в поисках места, где можно совершить покупку без лишних нагрузок. Причиной такого поведения торговых сетей является банальная жадность, попытка увеличить товарную выручку за счет интересов клиента.
Установление денежных нормативов или попытка «впихнуть» ненужный товар в виде нагрузки запрещена законодательством, согласно которому продавец обязан обслужить клиента, если у него есть денежные средства на оплату покупки. Кроме этого, покупатель не должен соглашаться на ненужную покупку, а продавец не имеет права настаивать на этом.
Использование подарочного сертификата
Большую популярность приобрела подарочная акция, связанная с приобретением продукции на установленную сумму с помощью подарочного сертификата. Воспользоваться таким «подарком» очень непросто, так как в магазинах вводятся всевозможные ограничения и запреты на эти сертификаты. Главный запрет – это невозможность вернуть деньги, потраченные на бумажную карточку, в случае отсутствия нужной вещи, и нежелание приобретать лишь бы что. Администрация торговой точки запрещает (хотя законодательство предусматривает такой возврат средств) возвращать деньги, израсходованные на покупку бумажного сертификата.
Конечно, на этом не ограничиваются неправовые запреты и нормативы, вводимые в точках торговли с целью ограничить права покупателя. При возникновении подобных нарушений не надо молча терпеть, а нужно воспользоваться своими законными правами и подать заявление с жалобой для рассмотрения в суде или Роспотребнадзоре.